Ещё разок про фильм «Побег из брака». В этот раз про вторую сторону, про героиню фильма и про иллюзии. Мыльные пузыри существования, которые держатся долгие годы, как правило, гораздо дольше, чем обычная ложь.
Одна из топовых иллюзий - лжи самому себе, в которой человек любит купаться в одного (где не нужен никакой коварный лжец извне), называется «со мной всё в порядке».
Это может быть робкое и вкрадчивое «со мной всё в порядке», когда отрицание собственного внутреннего Пиздеца осознанно происходит для того, чтобы никто не осудил непроявляемое бессилие или неспособность что-то сделать, в страхе предстать слабым и жалким.
В фильме же убеждение «со мной всё в порядке» предстаёт перед нами оцепенело жёстким. Это своего рода бессознательная защита от собственной неидеальности, которая не может существовать, ведь это обернётся катастрофой для её владельца. В этом фильме она выражается, как защита от отсутствия опоры собственных мыслей, неидеальности предпочтений и вкусов. Конечно, формируется всё в детстве, когда эти мысли, вкусы и предпочтения безжалостно атаковались родителями, и впоследствии на них наросла параноидная схема - «лучшая защита – нападение».
Если муж любит иной сорт кофе – значит муж не прав. Нужно напасть на него и поменять его вкусовые предпочтения, ведь они, лишь фактом своего существования ставят под сомнение собственный выбор. А со своим выбором ДОЛЖНО БЫТЬ «всё в порядке». Две правды быть не может, и здесь на подмогу может прийти комплекс правдоруба – это когда можно насиловать партнёра своей правдой, ведь быть правдорубом – престижно. Своя правда важнее чувств и отношений. Когда эта инквизиторская истина начинает звучать – в голове снова всё успокаивается: «я в порядке, мой выбор в порядке, мои предпочтения в порядке, мои мысли – верны, а посылы - правильны».
Насилование истиной – содержит в себе колоссальное количество застывшей боли, но, к сожалению, она заживо захоронена под многотонной плитой всё с той же надписью «всё в порядке». Эта плита и не даёт выйти наружу искренности, ранимости, неуверенности и другим чувствам. Отношения так же медленно умирают под этой плитой, ведь отсутствие глубинных чувств, ощущается, как будто из 3D вас вдруг перенесли в плоскость, где явно не хватает какого-то измерения. Но эта боль всё же просачивается, правда не столько наружу, сколько в других людей в виде превентивной агрессии в их адрес.
На поверхность продолжает всплывать лишь токсичное «Ты снова пьёшь этот отвратительный напиток» или подобные необходимые замечания. Здесь важно отметить, что один из подсознательных мотивов этих посылов в том, чтобы иметь одну истину на двоих. А это - про близость, про то, что «и у меня и у тебя одни идеи, одни вкусы, одни предпочтения, мы – одно». Подобное слияние душит настолько сильно, что лишь выталкивает наружу.
Насилование собственной правдой всегда ведёт к тому, что раз истина одна, то и носитель её так же остаётся один. В мире, где другое мышление невозможно (так как ставит вопрос «а в порядке ли я?»), нет места иным чувствам и мыслям, а значит и другим людям. Носители этих травм значительно реже обращаются к психологам, потому что «с ними всё в порядке», что делает в итоге их крайне одинокими, как героиню этого фильма.