23 февраля в последние годы считался не только праздником военных, но и просто мужским праздником, поэтому сегодня про мужчин, но совсем не в привычном бравадно-воинственном их восприятии.
Ранимый, хрупкий, чувствительный, слабый – такие характеристики применительно к мужчинам звучат как оскорбление. Рисуется картина жалкого человека, утопающего в чувствах вины, стыда или даже позора.
Ранимый – значит слабак, хрупкий – ненадёжный, чувствительный – «как баба», слабый – «не мужчина вовсе». Но даже встретив такие качества в себе, мужчине важно остаться в уверенности, что он – мужчина, так как это одна из базовых идентификаций, опор, которые существуют. Остаться без этой опоры, и не соответствовать этому статусу – поистине страшно, потому что оказываешься никем…
Мужской, да и женский мир часто живёт в парадигме, где боги совершили фатально грубую ошибку, оставив в проекте под названием «мужчина» слёзные железы… Только воинственный, доминирующий, сильный, смелый, всегда на пределе своих умственных и физических возможностей, плюс успешный, и желательно во всём – вот портрет мифического сверх-отца или ультра-мачо из русских сериалов, но, к счастью, никогда не реального мужчины.
В то же время оказываться в состоянии слабости, ранимости и чувствительности нормально для всех людей. Деление полов на полярные противоположности, конечно, упрощает восприятие окружающих и принятие решений относительно них, но важно понимать, что ничто человеческое не чуждо мужчинам, как, впрочем, и женщинам.
К.Г. Юнг выделял эти «нетипичные» качества мужчины в отдельную субличность – Аниму, внутреннюю женщину.
И важно позволять себе быть слабым, ведь человек не может быть сильным всегда и везде. Мы не боги, а наши силы и ресурсы, в целом, ограничены. И тот, кто хочет всегда быть сильным – будет просто врать себе ровно до той поры, пока силы не закончатся совсем, и тело не отправит своего владельца в депрессию, на положенный ему отдых. Хотя еще можно обвинить весь мир вокруг в том, что он высосал силы, и продолжать врать себе, что всё в порядке, но не будет ли это похоже больше на ребёнка, закрывающего глаза при виде опасности, чем на взрослого человека?
Слабость – естественное состояние. Не так уж и редко нам приходится сдаваться в бою, признавать ошибки, останавливаться при встрече с ограничениями и пересматривать свои ориентиры. Это нормально, так как даёт нам возможность быть бережливыми. Известно, что и самые надёжные моторы встают при слишком длительной работе на максимальных оборотах. Мы все хрупкие в каких-то местах, и важно не лгать себе, что сделан из металла - даже титан имеет свойство ломаться.
В условиях подгонки под стереотипы, и с чувствительностью у мужчин бывает не лучше. Когда из всех чувств легально проявляться может лишь гнев, остальные чувства остаются не доступными к осознанию. Жизнь состоящая, в лучшем случае, из удовольствия и гнева становится плоской и угнетающей своей однообразностью. В ней будет не хватать смысла, ведь собственные смыслы всегда опираются на чувства, и чем больше чувств доступно, тем больше смыслов и граней собственной жизни мы можем прожить.
И одна из задач каждого мужчины по жизни – построение отношений со своей Анимой, которая вдохновляет его, делает его живым и настоящим, со своими чувствами, переживаниями, слабостями и глубиной.
Но, наверное, из всего «присущего исключительно женщинам» самое важное для мужчины – уметь быть слабым, без стыда и чувства вины. Потому что, не замечая слабость в себе, продолжая пребывать в иллюзии божественного всесилия, мужчина неизбежно переходит к насилию. Сначала над собой: «Я же сильный, я должен мочь, и всё что мешает этому Мочь, я не буду замечать». Навык видеть грань между «ещё да» и «уже нет» у такого всесильного мужчины отсутствует напрочь, а самоистязание становится единственным способом достижения целей. А потом насилие проявляется и в отношениях с другими - за «уже не могу» мужчина продолжает видеть только своё «нужно продолжать». Иллюзия безграниченого запаса прочности распространяется на окружающих, и собственная привычка жить в перенапряжении предлагается им как норма.
Отрицая своё право быть уязвимым, не защищая своё право быть слабым, мужчина подавляет собственную внутреннюю женщину, что приводит к гипермаскулинности. Анима в этом случае находится в абьюзивных отношениях со своим мужчиной, и, как правило, то же самое происходит и с женщинами из плоти и крови, окружающих гипермаскулинных мужчин.
Мужественность, чувствительность и слабость – это не антиподы, а взаимодополняющие качества, способные сделать жизнь мужчины полноценной. Игнорируя слабость - не увидеть ограничений, без хрупкости и ранимости - не разглядеть ценность, без чувствительности по-настоящему не сблизиться, не понять смыслов, что так важны для проживания яркой и многогранной жизни.
Всем мира!